В ГАУ «КЦСОН Тагистроевского района г. Нижнего Тагила» уделяется особое внимание психологическому настрою слабослышащих и глухих пожилых людей. Психологом Центра Козыревой Натальей Владимировной регулярно проводятся индивидуальные психологические консультации и групповые занятия с данной категорией граждан. В условиях учреждения, клиентам предоставляется возможность получить лично–ориентированную психологическую помощь. Индивидуальный подход к каждому обратившемуся пожилому человеку и гарантированное внимание к его психологическим потребностям способствует укреплению чувства защищенности, уверенности в благоприятном развитии жизненных обстоятельств. Психокоррекционные занятия в сенсорной комнате, познавательные лекционные и практические занятия помогают пожилым людям более эффективно справляться со стрессовыми ситуациями, лучше понимать свои эмоциональные состояния, и соответственно лучше адаптироваться в социальной среде.
Активное участие в психологических занятиях способствует повышению самооценки клиентов с нарушенным слухом, появлению новых увлечений, интересов, целей в жизни, нового круга общения и обретению позитивного мировосприятия.
Правила и этика общения c глухими и слабослышащими пожилыми людьми.
- Чтобы глухой или слабослышащий собеседник вас лучше понял, разговаривая с ним, смотрите прямо на него, чтобы он одновременно видел ваше лицо (губы) и «слышал» речь. Говорите ясно и медленно. Не нужно кричать что-то, особенно в ухо. Используйте выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного. Помните, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам, а те, кто это умеет, хорошо прочитывают только три из десяти сказанных вами слов.
- Человеку с нарушенным слухом мешает воспринимать и понимать устную речь шум, одновременный разговор двух и более людей. Поэтому с людьми, которые плохо слышат, будет трудно общаться в больших или многолюдных помещениях.
- Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его (ее) по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека за руку или помахать рукой.
- Вы затрудните вашему собеседнику понимание разговора, если будете переключаться с одной темы на другую и обратно. Если вы хотите поменять тему, не делайте этого без предупреждения. Используйте переходные фразы вроде: «Хорошо, теперь нам нужно обсудить…»
- Говорите простыми короткими фразами и избегайте несущественных слов. Выбирайте обиходные слова (т.е. наиболее часто употребляемые в речи).
- При построении фразы лучше использовать прямой порядок слов. Не злоупотребляйте в речи обособлениями, оборотами, обращениями – они осложняют понимание сказанного.
- Помните, что понимание смысла, передаваемого в речи с помощью интонационных нюансов, оттенков почти не доступно глухим людям и людям с тяжелой тугоухостью
- Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее.
- Если вас просят повторить что-то, попробуйте не просто повторить, но сказать по-другому перефразировать предложение.
- Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.
Автор статьи: психолог Козырева Наталья Владимировна